Зороастрийская мифология 2


Для зороастрийской (древнеиранской) мифологии характерен дуализм - резкое противопоставление добра и зла как двух полюсов мироздания. Их борьба красной нитью проходит через всю религиозно окрашенную историю. Поэтому в зороастризме так выражен моральный аспект - человек сам принимает решение. на чью сторону он должен встать.



Низвержение Ажи Дахака. (А. Н. Фанталов. 2000).

Ажи Дахака - трехглавый змей, с помощью Ангро-Майнью захвативший власть над миром и правивший тысячу лет. Он совершил множество злодеяний, пока не был свергнут героем.

Кто был вторым человеком, Хаома, который выжимал тебя для телесного мира? Какое благо постигло его, какая прибыль дошла до него? И ответствовал мне он, Хаома праведный, устраняющий смерть: Атвия был вторым человеком, который выжимал меня для телесного мира; то благо постигло его, та прибыль дошла до него, что у него родился сын Трайтаона из богатырского дома, который убил Змея-Дахаку, имевшего три пасти, три головы, шесть глаз, тысячу сил; пресильного дэвовского Друджа, злого, опасного творениям (Ахура-Мазды), которого, пресильного Друджа, произвёл Анхра-Манью во вред телесному миру, на гибель существ праведности.
(Авеста).


По другой версии дракон был скован в жерле вулкана. Оттуда Ажи Дахака вырвется в конце мира, пожрет треть людей и животных. но будет уничтожен окончательно светлыми силами. Его образ сходен с Локи скандинавской мифологии и даже Антихристом Апокалипсиса. Что же касается Траэтаоны, то он относится к широко распространенному типу божественного героя. К этому типу принадлежат также: Трита, который помог Индре убить трехглавого дракона Вишварупу (индийская мифология); Иван Третий русских сказок, сразивший трехглавого Змея Горыныча (собственно, Ажи Дахака и переводится как "Змей Горыныч"); Геракл, победивший трехтелого великана Гериона и трехголового пса Цербера (греческая мифология). Третий побеждает тройственного - таков один из индоевропейских архетипических сюжетов. Баран в сияющем ореоле символизирует хварно - фарн - божественную благодать, святость, отсюда современное понятие "харизма". Это одно из многочисленных понятий, которым зороастрийская мифология обогатила мировую культуру



Керсаспа и Сэрвара. (А. Н. Фанталов. 2000).

Зороастрийская мифология знает много славных героев. Но наиболее могучим среди них был драконоборец Керсаспа. Он победил змея Сэрвара, "людей глотавшего, коней глотавшего, полного желтого яда, который бил струей на высоту копья." Он сразил исполина Снавидку, рогатого и камнерукого. Он одолел дэва Гандарву, "стремившегося уничтожить вещественный мир праведности". Внуком Керсаспы был великий богатырь Рустам. Вверху картины показан верховный бог зороастрийской мифологии Ахура Мазда.



Падение Кай Кавуса. (А. Н. Фанталов. 2000).

Кай Кавус - потомок Траэтаоны, шах Ирана, возгордившись, захотел взойти на небо. Для этого он сел в колесницу, запряженную орлами. Но птицы опалили крылья и пали на землю. Ахура Мазда пощадил Кай Кавуса лишь потому, что от шаха должен был произойти великий правитель Кай Хосров.