Скандинавская мифология 2




"Тор ловит Мирового Змея". (А. Н. Фанталов. 2000).

Тор - скандинавский бог грома, типологически соответствующий Таранису кельтской мифологии, Тархунту хеттской мифологии, Перуну славянской мифологии, Перкунасу балтской мифологии, Индре индийской мифологии. В германских языках его именем назван четверг . Культ Тора получил большое распространение в Век викингов, в том числе в искусстве. В это время он считался сыном Одина. Наиболее знаменитым сюжетом, связанным с Тором, является ловля Мирового Змея Ермунганда. Бог грома отправляется рыбачить вместе с великаном Хюмиром. Он забрасывает трос и Мировой Змей заглатывает наживку. Однако Хюмир, испугавшись чудовища, перерезает канат и Ермунганд уходит обратно в море.

Насадил на крючок защитник людей, убийца змея, голову бычью; пасть разинул, наживку увидя, враждебный богам пояс земли. Тор-победитель к борту ладьи вытащил смело пестрого змея, молотом бить стал он по мерзкой вершине волос родича Волка. Взревели чудовища, стали гудеть подводные скалы, земля содрогнулась, канула снова на дно эта рыба.
(Старшая Эдда)


Данный сюжет относится к типу поединка громовержца и дракона, который часто называют "основным мифом индоевропейской мифологии". Индийская мифология знает победу Индры над Вритрой; хеттская - противостояние Бога Грозы и Иллуянки; греческая - борьбу Зевса и Тифона.



"Битва Тора и Хрунгнира". (А. Н. Фанталов. 2000).

Важнейшей функцией Тора было охранение обитаемого мира от горных и инеистых великанов, самым могущественных из которых считался Хрунгнир. Последний, состязаясь в конной скачке с Одином, явился в Вальгаллу и там вызвал Тора на единоборство. Хрунгнир имел прославленное каменное сердце с тремя острыми выступами, оружием ему служило кремневое точило. В помощь своему вождю великаны слепили из глины исполина Меккуркальви ("Туманный теленок") "в пятьдесят поприщ высотой". Однако, молот Тора разбил точило Хрунгнира на тысячу осколков, а самому ему расколол голову. Меккуркальви же так дрожал от страха, что упал и рассыпался в прах. Но и сам Тор был ранен дождем кремневых осколков и страдал от этого до конца своих дней. (Противостояние богов и великанов типично для индоевропейцев, подобную коллизию мы видим в индийской мифологии (боги и асуры), греческой мифологии (олимпийцы и титаны/гиганты) и т. д.).



“Рагнарек.”(А. Н. Фанталов, 1993)

Порождения хаоса и мрака: Мировой Змей Ермунганд; Мировой Волк Фенрир (в образе тучи); Нагльфар - корабль мертвецов и великаны сражаются против богов: Тора (бога грома с топором); Одина (на восьминогом коне); Хеймдаля (трубящего в рог). Особенно я люблю эпизод борьбы Тора с Мировым Змеем. (Аналогичный сюжет мы можем наблюдать в греческой мифологии (Зевс и Тифон); индийской и хеттской мифологиях

Хеймдалль трубит, поднял он рог, с черепом Мимира Один беседует. Трепещет Иггдрасиль, ясень высокий, гудит древний ствол, турс вырывается. Хрюм едет с востока, щитом заслонясь; Ёрмунганд гневно поворотился; змей бьет о волны, клекочет орел, павших терзает; Нагльфар плывет.
(Старшая Эдда)