Скандинавская мифология 1




"Один и его братья творят мир из тела мертвого гиганта Имира." (А. Н. Фанталов, 1993)

Это типичный сюжет творения мира из тела первосущества, присутствующий также в индийской мифологии (Пуруша) и даже неиндоиевропейских традициях (Сипактли - месоамериканская мифология; Паньгу - китайская мифология). Боги - Один и его братья убили Имира.

Имира плоть стала землей, кровь его — морем, кости — горами, череп стал небом, а волосы — лесом. Из ресниц его Мидгард людям был создан богами благими; из мозга его созданы были темные тучи).
(Старшая Эдда)


Картина показывает, также, как в крови Имира гибнет первая корова Аудумла и младшие великаны. Вдали на лодке изображен великан Бергельмир, спасшийся и давший начало новому поколению исполинов.



"Один на Мировом древе." (А. Н. Фанталов. 2000).

Скандинавский Один всегда стремился увеличить свою мудрость.

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых. Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул. Девять песен узнал я от сына Бёльторна, Бестлы отца, меду отведал великолепного, что в Одрёрир налит.
(Старшая Эдда)


Великан Бельторн - дед Одина по матери преподнес ему рог священного меда и бог восстал из мертвых. Данный миф напоминает сошествие Христа во ад в то время, как он был распят на кресте (крест - аналог мирового древа, не зря говорят "крестное древо"). С другой стороны, сюжет нередко сравнивают с шаманской инициацией.



"Один и Фенрир-волк". (А. Н. Фанталов. 2000).

Над Одином тяготеет рок - ему суждено погибнуть в пасти Мирового Волка Фенрира, одного из трех хтонических чудовищ, порожденных злым Локи (Мировой Волк, Мировой Змей, Хель - владычица преисподней). Фенрир, скованный по приговору богов, томится в подземных пещерах.

Сидела старуха в Железном Лесу и породила там Фенрира род; из этого рода станет один мерзостный тролль похитителем солнца."
(Старшая Эдда).


Но в конце мира он вырвется и вместе с другими монстрами двинется на светлый мир. Этот момент северного армагеддона и запечатлен на картине. (Борьба божественного героя и волкоподобного чудовища или собаки присутствует также в греческой мифологии (Геракл и Цербер), в зороастрийской мифологии (Гайа Мартан и волк-воитель) , в кельтской мифологии (Смертриус и волк Тараниса).