Русский эпос 2




“Гибель Соловья”. (А. Н. Фанталов, 1994, акварель и тушь).

Предание, рассказывающее о разрубании Соловья разбойника Ильей Муромцем. Сходный пример - Индра поражает Вишварупу: Индийская мифология 2.



“Добрыня и Змея Горынища”. (А. Н. Фанталов, 1994, акварель и тушь).

Картина показывает борьбу Добрыни Никитича и Змеи, “о семи головах, двенадцати хоботах”. Богатырь победил ее и спас племянницу князя Владимира Забаву благодаря помощи христианского Бога.

Тогда Змея она проклятая
Говорила-то Добрыне да Никитичу:
- Не отдам я тебе князевой племянницы
Без боя, без драки - кроволития!
Заводила - она бой-драку великую.
Они дрались со Змеею тут трои сутки,
Но не мог Добрыня Змею перебить.
Хочет тут Добрыня от Змеи отстать –
Как с небес Добрыне ему глас гласит:
- Молодой Добрыня сын Никитинец!
Дрался со Змеею ты трои сутки,
Подерись со Змеей еще три часа:
Ты побьешь Змею да ту проклятую!
(Былины).




“Добрыня и Баба Горынища”. (А. Н. Фанталов, 1995, акварель и тушь).

Образ Бабы Горынищи, редко встречающийся в былинах, родствен сказочной бабе Яге. Видимо не случайно она противопоставляется именно Добрыне Никитичу, как змееборцу. Он побеждает змею лютую, прогоняет из терема колдуньи ММаринки Змея Горыныча. Борьба с бабой Горынищей логически завершает его подвиги. Можно в связи в этим вспомнить сказку “Бой на Калиновом мосту”, где герой, одолев змеев и их жен, побеждает старую змеиху мать.