Кельтская мифология 1


Этот триптих представляет реконструкцию древнекельтской (галльской) мифологии, выполненную на основе толкования Ж. Ж. Аттом сцен, представленных на знаменитом котле из Гундеструпа, а также моих собственных научных идей.



Таранис и Цернунн. (А. Н. Фанталов. 2000).

Картина показывает сложные взаимоотношения громовержца Тараниса и бога земных сил Цернунна. Подобная коллизия присутствует во многих индоевропейских традиций: Перкунас и Велс (балтская мифология); Перун и Велес (славянская мифология); Индра и Вала (индийская мифология) . Оленерогий Цернунн изображен в своей типичной позе со скрещенными ногами. Торс его обвивает змея с бараньей головой - знаменитый образ кельтского искусства. (Здесь Цернунн напоминает индийского бога Рудру/Шиву). Священные животные данного персонажа - олень и бык. Кельтские жрецы - друиды (дальний план картины) поддерживают Цернунна - своего любимого бога в конфликте. Таранис (чье имя не случайно созвучно Тору - громовержцу скандинавской мифологии) держит в правой руке колесо, символозирующее молнию. Его помощники - хищные звери, мчащиеся по небу. рядом с Таранисом Луг - божественный кельтский Герой.



Подвиг Героя. (А. Н. Фанталов. 2000).

Мы видим эпизод, в котором божественный Герой защищает Великую Богиню от хищных зверей, посланных Таранисом. Индоевропейские традиции опять дают множество аналогий: Геракл победил Цербера (греческая мифология); Один был побежден Фенриром волком (скандинавская мифология); Гайя Мартанбился против волка-воителя (зороастрийская мифология).



Бог Ясного Неба и Герой призывают воинов на защиту Богини. (А. Н. Фанталов. 2000).

Картина демонстрирует сюжет, представленный на одной из пластин Котла из Гундеструпа. На переднем плане Герой, здесь совмещающий особенности Луга и Огмы. В качестве последнего он изображен с цепями, выходящими у него изо рта и соединяющимися с ушами смертных. (Это напоминает таких богов "связывателей", как Один скандинавской и Варуна индийской мифологии). Другой атрибут Огмы - камни с древними кельтскими письменами - огамом (которые он изобрел, подобно тому, как Один в скандинавской мифологии изобрел руны). За спиной Героя бык, символизирующий присутствие Бога Земных Сил. На дельнем плане картины показан Тевтат - кельтский вариант Бога Ясного Неба. Его оружие - меч, священное животное - кабан. Бог Ясного Неба, покровитель племенного коллектива и воинского права широко присутствует в индоевропейской системе. Тевтат аналогичен Тиу/Тюру германской и скандинавской мифологий; Зевсу и Юпитеру греческой и италийской мифологий; Дию и Диевасу славянской и балтской мифологий. Под именем Тин он также известен в этрусской мифологии; как Дьяуса его знает индийская мифология. Бог Ясного Неба отправляет воинов на защиту Великой Богини.