Индийская мифология 4




Поклонение Шиве. (А. Фанталов, 2001, акварель).

Великий бог Шива имел своим местопребыванием гору Кайласу. Покой же его охранял собственный сын Ганеша, имевший голову слона. Поэтому Ганешу называли “Владыка препятствий”. Но он также являлся покровителем искусств и мудрости.



“Разрушение Трипуры.”(А. Н, Фанталов, 1993, масло)

Наставник асуров Майя (“иллюзия”), силой колдовства создал для демонов Трипуру - три волшебных города, сделанных соответственно из золота, серебра и железа, способные перемещаться в пространстве и неприступные. Пользуясь неуязвимостью, асуры начали досаждать богам. Согласно воле творца Брахмы, уничтожить Трипуру мог только Шива, выстрелив из лука. Данный решающий момент и запечатлен в работе. В центре изображена великая колесница Шивы. Земля была ей основой, священные горы сиденьем и осью. Солнце и луна служили колесами. Передком колесницы явилась небесная твердь, четыре Веды - конями. Лук в руках Шивы олицетворял Год, тетива - Ночь. Сам Вишну стал стрелой для лука, а Брахма - возничим этой колесницы. Все индийские боги сопровождали ее, причем каждыи имел особое ездовое животное - вахану и специальное оружие.

В левом нижнем углу показан слоноголовый Ганеша - сын Шивы и предводитель его свиты. Над ним виден шестиголовый Сканда, верхом на металлическом павлине, чуть выше - чудовищные создания из воинства Шивы. В правом верхнем углу изображены Индра на белом слоне Айравата, Яма (бог мертвых), на огненном буйволе, Агни (бог священного огня), верхом на баране и бог ветра Ваю на олене.



Кали-Дурга. (А. Фанталов, 2001. акварель).

Миф гласит, что некогда у асуров появился могучий вождь Махиша, в облике исполинского буйвола и захватил власть над вселенной. Тогда боги слили свою энергию воедино и создали прекрасную десятирукую богиню, называемую Кали, Дурга или Амбика. Иногда ее считали ипостасью Умы-Парвати, супруги Шивы. Но нет сомнений, что Дурга представляет ярчайшее в индийской мифологии воплощение древнего образа Великой Богини. Кали-Дурга, вооружившись оружием основных великих богов (диском Вишну, петлей Варуны и т.д.) верхом на тигре устремилась против Махиши. Тот, пытаясь ускользнуть от нее, менял обличья слона, буйвола, человека, но тщетно. Когда богиня срубила буйволу голову и Махиша, в очередной раз высунулся из буйволиного тела в образе человека, Кали-Дурга накинула ему на шею петлю Варуны (которой исторгались души асуров) и вонзила свое смертоносное оружие.

На дальнем плане картины мы видим противостоящие друг другу воинства богов (слева) и асуров (справа).