Индийская мифология 2




Вишварупа. (А. Фанталов, 2001, акварель).

Предание рассказывает, что у божественного мастера Тваштара супругой была демоница из племени асуров. Сыном же их был трехглавый Вишварупа, исполнявший обязанности жреца богов. Но симпатии его находились на стороне асуров. Опасаясь предательства, Индра решил погубить Вишварупу, но, понимая, что убиение брахмана (жреца) есть величайшее преступление, заручился поддержкой Триты (который принимал на себя чужие грехи). Затем бог грома срубил все три головы Вишварупы, причем из их уст вылетели ястребы, перепела и куропатки.

Данная акварель представляет более древний пласт мифологии, когда, видимо, Вишварупу убивал непосредственно Трита (показанный здесь как всадник). Трита есть индоиранской воплощение Героя, основным подвигом которого была победа над трехголовым монстром (сравним Траэтаону, поразившего Ажи Дахаку: Зороастрийская мифология 2. ; Ивана Третьего победившего Змея Горыныча в русских сказках).



Вала. (А. Фанталов, 2001. акварель).

Чрезвычайно важный миф о похищении коров. В “Ведах” рассказывается, как демоны Пании, обитавшие на краю вселенной, украли небесных коров и спрятали их в пещере. Так как коровы эти были лучами зари (колесницу богини зари Ушас влекли семь рыжих коров), в мире воцарился мрак. Индра послал собаку Сараму (прародительницу хищных животных и мать Шарбаров - псов преисподней (сравните с Цербером греческой мифологии). Сарама достигла крепости паниев и передала им волю богов. Но те подкупили ее коровьим молоком и, когда собака вернулась к Индре, то сказала, что не нашла пропажу. Громовержец, однако, раскрыл ложь и заставил Сараму привести его к жилищу паниев. Священные мудрецы Ангирасы пением разрушили крепость и коровы вышли наружу. Вала, демон пещеры (или сама пещера) издал рев, скорбя о потере коров, но Индра поразил его молнией.

Много у Индры даров, Не иссякают (его) милости, Если из награды (стада) коров, Он дарит певцам щедрый дар. Проламывающий крепости, юный поэт, Он родился с непомерной силой, Индра, поддерживающий любое (наше) дело, Многопрославленный громовержец. Ты у Валы, обладателя коров, Раскрыл пещеру, о метатель камней. Тебя поддержали боги, (Тобой) бесстрашным вдохновляемые.
(Ригведа).


(Сравните Валу со славянским Велесом: Славянская мифология 2. и кельтским Цернунном Кельтская мифология 1. )



Индра - победитель драконов. (А. Фанталов, 2001, акварель).

Эта картина создана на основе мифов об Индре - индийском Бога Грома и победителе разнообразных драконов (Вритры, Вишварупы, Шушны). Здесь также представлен образ смертоносной лошадиной головы, из которой Индра сделал свою знаменитую палицу-ваджру.

Индра костями Дадхьянча Беспрепятственно убил Девяносто девять врагов. Ища голову коня, Которая была спрятана в горах, Он нашел ее у Шарьянавата. Он убил Вритру, самого (страшного) врага, бесплечего, Индра - дубиной, великим оружием. Как ветви топором обрубленные, Змей лежит, прильнув к земле. Как плохой боец в пьяном угаре он вызвал Великого героя, покоряющего силой, пьющего выжимка сомы. Он не выдержал натиска его оружия: Безликий от пролома, он раздавлен - тот, кому Индра враг.
(Ригведа).