Индийская мифология 1




“Творение.”(А. Н. Фанталов, 1993)

В индийской мифологии существуют три высших божества: Брахма, Вишну и Шива, имеющие функции соответственно Создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако в данной работе выражено направление, которое приписывало Вишну высшее место а триаде. провозглашая его источником. основой и сутью бытия.

В промежутках между мировыми циклами (кальпами), Вишну вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шешу, плавающем по мировому океану. Когда бог просыпается и замышляет новое творение, из его пупу вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет сам акт творения мира.



Равана.

Равaна - владыка ночных демонов-ракшасов, получив от Брахмы дар неуязвимости от богов и других сверхъестественных существ, стал беспокоить вселенную своими бесчинствами. Он вторгался в обитель Сомы (бога луны и одноименного ритуального напитка), царство Индры, подземный мир бога Ямы. Равана также захватил Ланку, изгнав с нее своего сводного брата Куберу (бога богатства). На данной картине показано вторжение злодея во владения Варуны - повелителя океана. Десятирукий Равана стоит на волшебной, запряженной зелеными конями колеснице (которую он также отнял у Куберы). Равана ведет бой с Макарой - фантастическим животным Варуны, представляющим сочетание черт слона, ящерицы, рыбы и корневища лотоса. Вокруг войско ракшасов сражается с другими макарами. На дальнем плане акварели виден волшебный город Варуны и сам бог океана.

Победить Равану смог лишь знаменитый герой Рама, представлявший одно из воплощений великого бога Вишну.



Аватары великого Вишну.


Вишну, являвшийся одним из членов триады великих богов, воплощал охраняющее мир начало. Ключевым в его мифологии было учение об аватарах (воплощениях). Всего их насчитывалось десять. Всякий раз, когда вселенной грозила гибель вследствии посягательств какого-либо демона или природной катастрофы, Вишну принимал соответствующий облик и отводил опасность. Во время всемирного потопа он был рыбой, которая привела корабль патриарха Ману к спасительному берегу. Когда земля провалилась в преисподнюю, Вишну воплотился в вепря и вынес ее на своем клыке. Во время пахтания океана бог был черепахой, на спине которой установили мутовку. Когда владыка асуров Хираньякашипу, которому была дарована неуязвимость от богов, демонов, людей и животных начал притеснять мир, Вишну, в образе человеко-льва Нарасимха вышел из колонны и разорвал злодея. Когда внук Хираньякашипу - Бали в свою очередь распространил власть на все три мира, Вишну, обернулся карликом и попросил у Бали себе земли столько, сколько покроют три его шага. Получив согласие, он тут же вырос в гиганта и покрыл небо и землю, оставив Бали подземный мир.

Пожалуй, самые известные аватары великого бога это царевичи Рама - победитель Раваны (“Рамаяна”) и Кришна, победитель злого Кансы и друг Арджуны (“Махабхарата”). Очень важен также Калкин - всадник на белом коне с огненным мечом, которому суждено явится в последние дни мира и покарать нечестивцев. Как мы видим, здесь прослеживаются классические черты мифологии Героя.

Данная акварель представляет три аватары Вишну - вселенскую рыбу, человеко-льва и Кришну, восседающего на импровизированном коне, состоящем из пастушек (о чем рассказывает соответствующее предание).