Христианство и Мифология




Господь поражает Левиафана. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Данный сюжет великолепно показывает родство мировой религии – христианства с древними мифологиями. В разных книгах Библии описывается чудовищный морской зверь Левиафан. Он так велик, что своим дыханием может вскипятить океан. Пищей ему служит рыба, достигающая в длину триста верст. Сухопутным противником чудовища является бегемот (разумеется, не реальный зверь, а также мифический монстр – “кости его – словно медные трубы”). Левиафан не имеет отношения к дьяволу, а представляет собой пример непостижимости божественного творения. Далее сказано, что “господь поразил Левиафана для пира праведных”.

Бог Саваоф содержит в своем образе компоненты Бога Грома и Бога Ясного Неба и данный сюжет может трактоваться как христианский вариант поединка громовержца с мировым змеем: Скандинавская мифология , Хеттская мифология . Крылатые головки и усыпанные очами колеса представляют одни из ангельских иерархий: соответственно, серафимов и начал.



Рай. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).



Иисус Христос как Божественный Герой. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Образ Культурного Героя проходит через всю мировую мифологию. Особенно близки друг другу его проявления в индоевропейских традициях. Скандинавский Один, кельтские Огма и Луг, славянские Даждьбог и Ярила, балтийский Совий, индийский Яма, иранский Йима, греческий Гермес – вот далеко не полный перечень персонификаций Культурного Героя. В христианстве, возникшем на стыке великих индоевропейской и ближневосточной культур, центральный образ – Иисус Христос, фактически представляет собой наивысшую точку развития этой линии. Не случайно, в рыцарском средневековье трактовали Христа как “божественного короля былого и грядущего”., или “второго Адама” (как “первый Адам” стал телесным прародителем людей, так Иисус явился духовным отцом человечества).

Грядущая победа Христа над антихристом, зверем и драконом, описываемая в Откровении Иоанна Богослова, порождает аналогии с победой персидского Траэтаоны над Ажи-Дахакой ( Зороастрийская мифология 2. ), индийского Триты над Вишварупой ( Индийская мифология 2. ), греческого Аполлона над Пифоном и даже Ивана Царевича над Змеем Горынычем.