Хеттская и этрусская мифологии




Миф об Иллуянке. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Миф об Иллуянке является хеттским вариантом сюжета о борьбе Бога Грома с Мировым Змеем (сравните скандинавский миф о Торе и Ермунганде ( Скандинавская мифология 2. ), индийский миф об Индре и Вритре, греческий миф о Зевсе и Тифоне). Здесь Бог грозы вначале потерпел поражение от змея Иллуянки, который отнял у бога сердце и глаз. Чтобы восстановить утраченное могущество, Бог грозы женился на дочери смертного человека и произвел на свет сына. Когда сын вырос, он, в свою очередь посватался к дочери змея, потребовав в качестве приданого, сердце и глаз своего небесного отца. Получив свои сердце и глаз, Бог Грозы, воспрянув с силами, поразил Иллуянку молнией (в некоторых вариантах мифа в этом ему помогала богиня Инара). К сожалению, при этом погиб и сын бога, стоявший рядом со змеем.



Проводы души. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Этруски огромное внимание уделяли странствию души в загробном мире. В этом отношении их культура напоминает цивилизации Древнего Востока (что подтверждает версию восточного происхождения этрусков). Душа, в виде маленькой человеческой фигурки, едет на фантастическом животном, сочетающем черты лошади и леопарда. Крылатая богиня Ванф (с факелом в руке), ведет животное, держа его под узцы. Эта богиня, весьма почитаемая в Этрурии, может быть уподоблена скандинавским валькириям, отличаясь еще большей благожелательностью к усопшим. В противоположность Ванф, демон смерти Хару, с большим деревянным молотом, представлял грозные силы подземного мира (кстати, подобным молотом на римских аренах разбивали головы умирающим гладиаторам). Еще более страшен Тухулка, с птичьей головой и змеями, символизирующий мучения души после смерти. Хищные звери также близки этой теме (вспомним широко распространенный в искусстве Древнего Востока сюжет терзания травоядного животного хищником).



Легенда об Ольте. (А.Н. Фанталов, акварель, 2001 г.).

Этруски представляли собой важную и культурно-богатую индоевропейскую традицию. Однако, поскольку их письменность до сих пор не расшифрована, этрусские мифы для нас почти сокрыты. Одним из немногих исключений является изложенная Плинием “Легенда об Олте”. Она сообщает, что некий монстр, вырвавшись из подземного мира в священном городе Вольсинии, намеревался разорить окрестности, но был водворен обратно. Сохранились различные изображения данного сюжета на мраморных урнах. Несомненный интерес представляет то обстоятельство, что Олта – римская транскрипция имени, которой по этрусски звучало, видимо, как Велфа. А Велфа – несомненно родственно Велесу ( Славянская мифология 2. ), Велсу (балтская мифология) и Вала ( Индийская мифология 2. ).

Вверху показана богиня Ванф.