Греческая мифология 1




Рождение мира из Хаоса. (А. Фанталов, акварель, 1993).

Древние греки представляли хаос в образе некоей разверстой пасти (“хаос” происходит от слова “зевать”). Из него возникают Гея (“земля”), Тартар (подземная темница, но одновременно и чудовище), Эрос, Эреб (“мрак”) и Нюкта (“ночь”). Двое последних, в свою очередь, порождают День и эфир. Гея же произвела на свет Уран (“небо”) и вместе они населили мир живыми существами.

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший,- Эрос.
Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
(Теогония).




Зевс поражает титана. (А. Фанталов, акварель, 1992).

Титаны являлись предшественниками олимпийских богов и в этом они сходны с етунами-хримтурсами (скандинавская мифология) и асурами (индийская мифология). Зевс, его братья – Аид (владыка загробного мира) и Посейдон (повелитель морей), и сестры –Деметра (плодородие), Гестия (священный огонь) и Гера (покровительница брака) произошли от правителя титанов Крона. Они свергли иго титанов (которых отправили в Тартар) и разделили между собой мир. Наиболее интересен здесь Зевс, представляющий сочетание черт одновременно Бога Ясного Неба и Бога Грома.

Сдерживать мощного духа не стал уже Зевс, но тотчас же
Мужеством сердце его преисполнилось, всю свою силу
Он проявил. И немедленно с неба, а также с Олимпа,
Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны,
Полные блеска и грома, из мощной руки полетели
Часто один за другим; и священное взвихрилось пламя.
(Теогония)




Триумф Амфитриты. (А. Фанталов, акварель).

Акварель показывает счастливый мир морского царства. На спине дракона едет Амфитрита – супруга самого Посейдона. Напротив нее трубит в раковину их сын Тритон, сочетающий в своем облике черты человека, коня и рыбы (между прочим, он сопоставим с такими проявлениями типа Культурного Героя, как Трита индийской мифологии, Траэтаона персидской мифологии, Иван Третий славянского фольклора). Вокруг мы видим нимф, нереид и других обитателей моря.

От Амфитриты и тяжко гремящего Энносигея
Широкомощный, великий Тритон родился, что владеет
Глубью морской. Близ отца он владыки и матери милой
В доме живет золотом,- ужаснейший бог.
(Теогония)